Новые социологические данные по вопросам профильной школы

В первые годы нового века тяга к образованию выросла. Если в середине 1990-х высшее образование считали необходимым/достаточным 37%-40%, то в 2002 г. считали, что наилучшие шансы в жизни дает образование в объеме вуза 46%.

По данным опроса, проведенного в 2002 году, почти 20% россиян находят состояние системы высшего образования в целом плохим и очень плохим, (состояние системы школьного образования таким находили более 25%).

Эти данные отражают недовольство общества сферой образования, какой она досталась в наследство от советского периода. Несмотря на многочисленные заявления, популярные среди того же населения, о том, что советская система образования была идеальной, то, что от нее осталось к нынешнему дню, не удовлетворяет требованиям времени и нуждается в модернизации.

Надо отметить, что определенные шаги в профилировании обучения делались и ранее. Институт спецшкол в основном был одобрительно принят той частью общества, которая стремилась дать своим детям улучшенное, повышенное образование уже в школе. Спецшколы, как считалось, повышали жизненные шансы обучающихся. Некоторые спецшколы были созданы или функционировали при участии/под патронажем вузов. Вузы (как правило – из лучших) выстраивали для себя систему, которая действовала в дополнение к обычному набору по конкурсу. Эта система позволяла готовить детей с повышенными способностями и уровнем знаний по профильной специальности соответствующего вуза (математика, язык) и обеспечивать их поступление именно в этот вуз. Система себя оправдывала в советские годы.

В 1990-е годы подобие этой системы получило весьма широкое распространение. Однако на этот раз инициаторами были отнюдь не элитные вузы, а напротив, весьма средние, которые в определенный период испытывали дефицит (или риск дефицита) абитуриентов, приходящих «самотеком». Тогда вузами была налажена система обеспечения набора за счет договоров со школами в «глубинке».

Для школ в этих местах подобное предложение было в высшей степени интересным – они получали возможность предложить родителям канал вертикальной мобильности для их ребенка. А в случае с мальчиками – возможность избежания призыва в армию. Это наделяло школу серьезным дополнительным ресурсом. Школа могла сделать уникальное предложение тому слою родителей, которые не могли самостоятельно подготовить своего ребенка для поступления в вуз, но могли понести расходы, связанные с обучением в профильном классе. Опыт нашего исследования показал, что объем такого платежеспособного спроса таков, что в населенном пункте, где имеется 2-3 школы с полным циклом обучения, может быть открыт, по меньшей мере, один профильный класс, ученики которого имеют повышенные шансы поступления в некий вуз.