Новые социологические данные по вопросам профильной школы

- Сейчас мы закружены не только уроками. Это уроки, потом далее идет подготовка к вступительным экзаменам уже.

Очень значимой является проблема организации профильных классов в сельских школах. Это не только нехватка кадров и их недостаточная квалификация, но и демографический и социальный факторы. По словам сельских учителей, сокращение числа учеников и их уровень осложняют создание профилированных классов в их школах:

- Они просто не потянут программу профильных классов, а разделить их у нас нет возможности.

Одним из возможных выходов представляется создание сети школ, где старшая ступень в каждом учебном заведении будет иметь один профиль. Это в некоторой степени решает вопросы выбора профилей и нехватки кадров, но обнажает характерную для реструктуризации сельских школ проблематику мобильности учащихся, готовности родителей и т.д.

Мониторинг показал, что возникают определенные противоречия между восприятием профилизации и отношением к единому экзамену. Во-первых, профилизация воспринимается как усиление индивидуального подхода и способностей учащихся, тогда как единый экзамен представляется нейтральным и в этом смысле нивелирующим индивидуальные особенности. Во-вторых, многим представляется, что такое преимущество профильного обучения как уменьшенное количество часов на непрофильные предметы (например, алгебра в гуманитарных классах и проч.) становится недостатком при сдаче ЕГЭ.

И родители, и учителя часто высказывают мнение, что переход к профильной школе происходит без должной подготовки – и учебной, и психологической:

- Кто может оценить возможности ребенка? Родители не могут, мы (учителя) тоже. Остаются психологи, они это могут сделать. Нужен обязательно психолог.

По мнению ряда участников групповых дискуссий, более целесообразно было бы начинать со среднего звена, что позволит вводить элементы профилей и выяснить интересы и способности учеников на более ранней стадии обучения.

Однако, как показало исследование, сельская школа – из-за проблемы ресурсов и общей социальной ситуации на селе – сталкивается с большими трудностями в организации профильных классов. Кроме всего прочего, некоторые респонденты выражали опасение, что профили, предлагаемые Министерством, зачастую могут оказаться невостребованными в сельской местности.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9   Следующая > В конец >>