Научные основы педагогических технологий
Альтернативой сциентизму является природосообразностъ, природосообразие - мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.
Факторы психического развития и технология
Любая технология исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить:
- биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследственным кодом; внешняя среда лишь реализует наследственные данные;
- социогенные, представляющие личность как «tabula rasa», на которой записывается социальный опыт человека, результаты обучения;
- психогенные, результат развития в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования;
- идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение личности и ее качеств.
Научные концепции усвоения социального опыта
В современной психологической науке существует ряд концепций, предлагающих свое понимание процесса усвоения общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его познавательных действий.