Методы, стиль и формы управления педагогическими системами
Наиболее подвижным элементом системы управления являются методы. Выбор, использование и правильное сочетание различных путей воздействия на коллектив и отдельных работников являются условиями эффективного управления.
Любой метод управления будет эффективным, если он применяется с учетом конкретной обстановки, особенностей управляемого объекта в тесном сочетании с другими способами и средствами воздействия. Разработка методов управления в теории является актуальной для всех уровней руководства.
В социально-экономической литературе приводятся различные классификации всех применяющихся методов управления. В одних источниках они разделяются на группы методов материальной мотивации, социальной мотивации, волевого воздействия. В других выделяются методы организационного воздействия и методы стимулирования.
В типологии методов и стилей управления Д.П. Кайдалов, Е.М. Суименко выделяют несколько подходов к их определению:
• по сущности воздействующего на человека фактора: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологи-ческие методы (соответственно прагматический, административный и морализаторский стили);
• по характеру цели: деловой и бюрократический методы и стили;
• по способам воздействия (формальному и неформальному): директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский;
• по степени проявления единоличного и коллегиального способов воздействия: автократический (авторитарный, волевой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили.
В системе управления применяются следующие виды методов: организационно-распорядительные, организационно-педагогические, социально-психо-логические, экономические, которые могут составить классификацию универсальных групп методов управления образовательными процессами.