Методы, стиль и формы управления педагогическими системами
Материальный стимул несет в себе и моральное поощрение. Личный интерес, основу которого составляет материальная заинтересованность, оказывает большое влияние на отношение к труду.
Эффективное использование вышеперечисленных методов воздействия предполагает наличие четкой структуры управления учебным заведением, определение функций, прав и обязанностей его подразделений и каждого должностного лица; знание каждым работником ПОУ своих служебных обязанностей; наличие тщательно подготовленных планов работы ПОУ, отработанной про-цедуры принятия и реализации решений; соответствие используемых методов управления задачам, стоящим перед учебным заведением, и конкретной обстановке, сложившейся в нем.
Эффективность методов предопределяется в немалой степени оптимальностью стиля управления.
Практикой и наукой управления трудовыми коллективами выделено несколько основных типов руководителя, отражающих характерологические черты человека. Рассмотрим некоторые из них:
• активист – уверен в себе, инициативен, самостоятелен, способен вовлечь людей в процесс достижения весомых результатов;
• хозяин – отношения с людьми строит на основе строгой дисциплины, старается подчинить людей и организовать их на труд административными методами;
• начальник – любит руководить, заседать, председательствовать, умеет строить отношения с членами коллектива и вышестоящим начальством;
• исполнитель – всю деятельность строит в рамках полученных указаний;
• свой парень – управленец либерального типа, коммуникабелен, признает только неформальные отношения;
• нонконформист – обладает ярко выраженным индивидуализмом в уп-равлении, предпочитает административные меры воздействия на подчиненных;