Методы, стиль и формы управления педагогическими системами

Материальный стимул несет в себе и моральное поощрение. Личный интерес, основу которого составляет материальная заинтересованность, оказывает большое влияние на отношение к труду.

Эффективное использование вышеперечисленных методов воздействия предполагает наличие четкой структуры управления учебным заведением, определение функций, прав и обязанностей его подразделений и каждого должностного лица; знание каждым работником ПОУ своих служебных обязанностей; наличие тщательно подготовленных планов работы ПОУ, отработанной про-цедуры принятия и реализации решений; соответствие используемых методов управления задачам, стоящим перед учебным заведением, и конкретной обстановке, сложившейся в нем.

Эффективность методов предопределяется в немалой степени оптимальностью стиля управления.

Практикой и наукой управления трудовыми коллективами выделено несколько основных типов руководителя, отражающих характерологические черты человека. Рассмотрим некоторые из них:

• активист – уверен в себе, инициативен, самостоятелен, способен вовлечь людей в процесс достижения весомых результатов;

• хозяин – отношения с людьми строит на основе строгой дисциплины, старается подчинить людей и организовать их на труд административными методами;

• начальник – любит руководить, заседать, председательствовать, умеет строить отношения с членами коллектива и вышестоящим начальством;

• исполнитель – всю деятельность строит в рамках полученных указаний;

• свой парень – управленец либерального типа, коммуникабелен, признает только неформальные отношения;

• нонконформист – обладает ярко выраженным индивидуализмом в уп-равлении, предпочитает административные меры воздействия на подчиненных;