Закономерности процесса воспитания
Под педагогическими закономерностями воспитания понимается адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах (П.И. Пидкасистый).
Одной из общих закономерностей воспитания является его зависимость от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды: способа производства материальных благ, политической системы, господствующей идеологии, социальной структуры общества, духовной культуры. Ко второй общей закономерности воспитания относят единство целей, содержания и методов воспитания, а также единство обучения и воспитания (Е.С. Рапацевич).
С.И. Самыгин и Л.Д. Столяренко выделяют следующие закономерности процесса воспитания.
1. Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается через активность самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие – через физические упражнения, нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.
2. Содержание деятельности детей в процессе воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастных изменений потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.
3. Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога.