Закономерности процесса воспитания

Исследователь В.М. Коротов, изучая педагогическое наследие А.С. Макаренко, выделил три основных закона воспитания.

• закон параллельного педагогического действия;

• единство воспитания и жизни детей;

• закон исторической обусловленности воспитания.

На воспитательный процесс влияют разные закономерности: философские, социологические, психологические, этические, эстетические и др. Знание закономерностей позволяет педагогу работать легко, красиво, радостно и успешно. Несоблюдение их ведет к хаосу, неопределенности, трудоемкости воспитания. К педагогическим закономерностям воспитательного процесса Л.И. Маленкова относит следующие.

1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет цель воспитания, его содержание, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью. Сложность состоит в том, что процесс воспитания является многофакторным. Причем, организуя его, следует помнить об одновременном воздействии многих факторов разного уровня: глобальных, мировых (проблемы войны и мира, экологические, медицинские, издержки научно-технического прогресса и др.), социальных (политические, экономические, культурные), региональных (условия региона, области), факторов микросреды (улица, двор, семья, школа, класс и т.д.).

2. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Характер этой закономерности двухсторонний. С одной стороны, уровень развития ребенка, запас его знаний, умений и навыков, владение способами познания, культура общения с окружающими людьми, направленность личности, способности, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы, включенность в процесс самопознания и самовоспитания определяют легкость или трудность включения в учебный и воспитательный процесс, его эффективность и результативность. С другой – воспитательный процесс так или иначе способствует развитию всех сторон личности.