Экранные средства обучения и воспитания
Применять диапозитивы в просветительных целях начали во второй половине XIX в. Демонстрировали их проекционным («волшебным») фонарем, изобретенным еще в 1640 г. физиком Афанасием Кирхером. В книге Н. И. Борисова «Волшебный фонарь в народной школе», опубликованной в 1869 году, указывалось, что стеклянные диапозитивы, которые демонстрировались при помощи проекционного фонаря, использовались не только в высших учебных заведениях, но также в полковых учебных командах и народных школах.
Виднейшие профессора Московского университета К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский и другие сопровождали свои лекции показом диапозитивов. Учителя и земские деятели использовали «волшебный» фонарь А. Кирхера для публичных лекций в самых глухих деревнях России. Такие сеансы «туманных картин» обычно собирали столько народа, что тесные классы школы не могли вместить всех желающих.
В начале века в Москве уже существовало производство черно-белых и раскрашенных учебных диапозитивов по предметам школьной программы. В 1904-1905 годах появились первые диафильмы на целлулоидной пленке. Широкое применение они нашли в советской школе. В системе наглядных средств им отводят как самостоятельную, так и вспомогательную роль в качестве средства, уточняющего понятия, получаемые с помощью других технических средств - кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач.
Работа в классе с диапозитивами во многом подобна работе с учебной настенной картиной. Но в отличие от последней диапозитив имеет свои преимущества: спроецированный на экран, он образует большую световую картину, позволяющую ученикам, сидящим в конце класса, детально рассмотреть изображение. Диапозитив можно задержать на экране столько времени, сколько необходимо учителю.
Для успешного усвоения содержания диапозитива изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание учеников от главного.