Якутия размышляет о ходе эксперимента по профильному обучению
В 2004 - 2005 учебном году началась апробация непосредственно профильного обучения в школах республики. Сегодня работают классы по 36 наименованиям различных профилей, реализуя на практике четыре модели профильного обучения. Модель многопрофильного обучения реализуют 148 школ республики, однопрофильную - шестьдесят, индивидуальный учебный план - 41 школа, сетевое взаимодействие реализуется в 49 школах. Классификация моделей профильного обучения по населенному типу позволяет сделать вывод, что в сельских малокомплектных школах и школах малочисленных народов Севера, которые составляют 65 процентов, возможна организация только однопрофильной школы. Поэтому именно для нашей республики важно организовать модели профильного обучения.
Еще с конца прошлого столетия реализуется модель индивидуального учебного плана в Майинской гимназии Мегино-Кангаласского улуса. В начале года учащиеся с учителями планируют прохождение учебного материала, рассчитывают время прохождения, исходя из индивидуальных способностей. В малокомплектной Тит-Аринской школе Хангаласского улуса разработали план каждого ученика в зависимости от выбранного профиля.
В Хара-Алданской малокомплектной школе Таттинского улуса сначала определяются элективные курсы по выбору будущей профессиональной деятельности ученика, затем профильные предметы и только потом добавляются базовые курсы.
Перспективным направлением считается создание республиканской дистанционной сети.
Самой сложной проблемой при организации индивидуального учебного плана была финансовая, так как в учебном плане школ заложены средства на один класс-комплект. И если в школе с несколькими классами-параллелями можно организовать гибкие группы, то в малокомплектной школе, где всего один класс, в параллели это сделать было очень сложно. Поэтому творческая группа по разработке нового Базисного учебного плана РС (Я) исходила из идеи реализации индивидуальной траектории обучающихся во всех образовательных учреждениях, из того, что у всех детей должна быть равная возможность получения качественного образования.