Ведущие тенденции в развитии современного образования. Основные противоречия
Любая педагогическая проблема – воспитательная и образовательная – таит в себе общечеловеческое в том смысле, что она имеет универсальный характер и представляет общую ценность для всех народов мира.
Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает к человеку и реализует новые требования, связанные с новым, ХХI веком. К числу главных из них можно отнести:
– обучаемость, т. е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, осваиванию новых видов деятельности;
– интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий;
– креативность, т. е. способность мыслить и действовать творчески;
– патриотизм и гуманность (В.Д. Симоненко).
В период серьезных социально-экономических преобразований и нестабильности образование в России оказалось одной из наиболее устойчивых социальных систем. Жизнеспособность российского образования обусловлена не только устоявшимися традициями, но и инновационным опытом. Это, прежде всего, условия развития: вариативность образования, его диверсификация и мобильность.
Общеевропейская тенденция «учеба через всю жизнь» сформулирована и принята в странах с развитой рыночной экономикой. Поскольку наша страна вступила на этот путь, опыт европейских стран необходимо анализировать и использовать. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как базовые умения для всех, инвестиции в человеческие ресурсы, ценность учебы, переосмысление руководства и консультирования, перенос учебы ближе к дому являются актуальными и для системы российского образования.