Ведущие тенденции в развитии современного образования. Основные противоречия
Образовательная политика должна учитывать социальную, содержательно-ориентированную, процессуально ориентированную и личностно ориентированную направленность (В.И. Загвязинский).
Социальная направленность. Приоритетными являются социальные требования к человеку как гражданину, труженику, члену общества, его качествам и способностям. Образованность становится одной из решающих жизненных ценностей. Тяга к получению образования – не только гарантия извлечения материальных благ, но и осознание личностью своего места в культуре. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран отдает предпочтение образованию (А.Н. Джуринский).
Содержательно ориентированная направленность определяется возросшими требованиями мирового сообщества к получаемым знаниям, умениям и навыкам в связи с новым уровнем производства, науки и культуры. Образовательные системы призваны осуществлять подготовку специалистов высокого уровня. Реализуя содержательно ориентированную направленность, современное образование сталкивается с чрезмерной стандартизацией и регламентацией, которые порождают у всех участников образовательного процесса иллюзию, что можно научить всех и всему.
Процессуально ориентированная направленность. Предпочтение отдается в этом случае самому процессу обучения, образовательным технологиям, методике преподавания и методике обучения, совместной деятельности обучаемого и обучающего.
Личностно ориентированная направленность выражается в приоритете интересов развивающейся личности и реализуется через личностно ориенти-рованную технологию обучения и воспитания (Н.А. Алексеев, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская).