Учение и учебная деятельность как составляющие обучения
Особое место в структуре учебной деятельности занимают контролирующие и оценивающие действия. Их значимость обусловлена тем, что с помощью этих действий происходит переход внешнего действия во внутренний план, т.е. действия контроля и оценки учителя преобразуются в действия самоконтроля и самооценки ученика. Такой переход становится реальным благодаря вопросам учителя, которые задают общую программу контроля, являющегося основой самоконтроля.
Действия самоконтроля применительно к усвоению учебного материала были изучены П.П. Блонским. Он выделил следующие четыре стадии реализации этих действий:
- отсутствие самоконтроля, поскольку ученик не усвоил учебный материал и контроль ему не нужен;
- «полный самоконтроль», когда учащийся проверяет полноту и правильность репродукции усвоенного материала;
- выборочный самоконтроль, с помощью которого учащиеся проверяют усвоение главного в учебном материале;
- отсутствие видимого самоконтроля, осуществляемого на основе прошлого опыта.
Аналогично действиям самоконтроля в процессе решения учебных задач осуществляются действия самооценки. Они имеют тенденцию перехода в самооценку как личностный параметр субъекта учебной деятельности.