Учение и учебная деятельность как составляющие обучения
Концептуальное видение мира характеризуется расширением понятий и представлений личности о мире, людях и о себе, формированием личностных ценностей и идеалов, совершенствованием методов практической деятельности. Понятие «образ мира» было введено А.Н. Леонтьевым. Образ мира - это «целостная многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности»*. Оно имеет ключевое значение для интерпретации результатов учебной деятельности. Образ - исходный пункт и одновременно результат любого познавательного, в том числе учебного, акта. В широком смысле образ - это субъективная форма отражения реальности. В более узком смысле слово «образ» используется для обозначения чувственных форм отражения, т.е. таких, которые имеют сенсорную (ощущение, восприятие, последовательные образы и др.) природу. Нужно отметить, что понятие «образ мира» нередко характеризуют как совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к картине мира. В действительности образ мира возникает и эволюционирует как целостное интегральное образование не только познавательной сферы личности. Оно тождественно самой личности. Образ мира функционально и генетически первичен по отношению к любому конкретному образу или отдельному чувственному переживанию человека. Изолированные образы в принципе не могут существовать. Результатом любого познавательного процесса личности выступает не некоторый новый единичный образ, а модифицированный образ мира, обогащенный новыми элементами.
Образ мира представляет собой совокупность непрерывно генерируемых гипотез различного уровня. Первый - поверхностный уровень - это гипотезы, реализованные в зрительной, слуховой и других чувственных модальностях (перцептивные гипотезы). Второй - глубинный уровень образа мира. Гипотезы этого уровня формируются на уровне знаний и личностных смыслов.