Традиционные принципы обучения и их современная интерпретация
Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом и функционируют как целостная система. Поэтому любой из принципов приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга: сознательность - основа активности; последовательность приводит к доступности, а доступность способствует сознательности и прочности и т.д. Только совокупное действие принципов обучения обеспечивает правильное определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств деятельности как педагогов, так и обучаемых. Преувеличение роли одних принципов в обучении и недооценка других приводят к снижению его эффективности.
Взаимосвязь принципов процесса обучения Ю.К. Бабанский определял как проявление принципа оптимальности. С учетом этого принципа выбираются методы, средства и формы организации учебного процесса, а также создаются необходимые учебно-материальные, гигиенические, социально-психологические, эстетические и другие условия для его функционирования.
Принципы обучения отражают сложившуюся в обществе образовательную парадигму. Так наметившиеся в настоящее время гуманистические тенденции в системе образования придают гуманистическую направленность и принципам обучения.