Традиционные принципы обучения и их современная интерпретация
Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности отводится применению наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п. Наглядность может использоваться на всех этапах процесса обучения. Ее роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами. По мере возрастания сложности и абстрактности материала обращаются к разным видам наглядности: естественной (предметы объективной реальности и действия с ними), экспериментальной (опыты, эксперименты), объемной (макеты, фигуры и т.п.), изобразительной (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительной (кинофильмы, телепрограммы), звуковой (магнитофонные записи), символической и графической (карты, графики, схемы, формулы), словесной (образные словесные описания событий, фактов, действий). В использовании наглядности важно чувство меры, так как увлечение ею может задерживать развитие абстрактного мышления обучаемых.
Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстраций кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств.
Организационно-методическим принципом является и принцип продуктивности и надежности обучения. Он исходит из достаточно очевидного положения о том, что если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Вот почему обучение должно быть прежде всего продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект. В свою очередь это обязывает каждого учителя (преподавателя) заботиться о надежности обучения, т.е. о прочности, основательности и гарантированности достижений обучаемых.
Прочность обучения связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти обучаемых необходимых для будущей деятельности знаний, овладения способами выполнения действий. Однако поскольку человеческая память не в состоянии удержать всю информацию, то педагог должен выделить, что учащимся следует запомнить прочно, а с чем достаточно только ознакомиться. Не требует прочного усвоения вспомогательный материал, используемый для решения более общих задач обучения. Не следует перегружать память конкретными датами, имеющими ситуативное значение. Важнейшие принципиальные положения, обеспечивающие самостоятельную ориентировку обучаемых, должны быть усвоены прочно. Известно, что образование - это то, что остается, когда все изученное забудется (М. Планк).