Сущность понятия ориентировочная основа деятельности
Очевидно, что при этом ООД неполная. Учащиеся получали лишь некоторые указания о том, как выполнять действия. Правильное его выполнение достигалось лишь после многочисленных проб . При этом оказалось, что, научившись писать одну букву, обучаемый не смог выделить ООД для второй буквы. Для правильного написания новой буквы потребовалось осваивать деятельность заново, что потребовало 163 повторения.
При использовании второго типа ООД обучение письму имело следующий вид: ребенку дается образец буквы , но при этом наносится на бумагу система точек, по которой легко осуществить исполнительные действия и получить требуемый контур. Ребенок учится копировать эти точки и по ним писать букву. В этом случае он получит все необходимые ориентиры сразу, но они пригодны для получения только одного контура. Для написания другой буквы эти точки не годятся, а систему других точек, адекватную контуру следующей буквы, представить на бумаге ученик сам не может. Учитель должен снова дать необходимые ориентиры, а ребенок освоить еще одну ООД.
Во втором случае обучение идет гораздо успешней, чем в первом. Для правильного написания первой буквы вместо 174 повторений требуется лишь 22, а для второй - 17. Успех обеспечивается тем, что дается полная ООД.
Существенно иначе идет обучение при ориентировочной основе третьего типа. Экспериментатор не дает готовой ООД, а объясняет принцип ее выделения. В нашем случае опорные точки следует ставить в тех местах буквы, где составляющая ее линия меняет направление. Ребенку показывается это на одной букве, а дальше его учат это делать на нескольких типовых буквах алфавита.
Как видно, в этом случае содержание ООД другое, не система частных ориентиров, а общий принцип «единицы контура». Такой принцип удобно использовать тогда, когда отрезки относительно неизменного направления. В приведенном примере учащиеся самостоятельно выделили систему опорных точек применительно к любой букве и быстро научились правильно воспроизводить ее. Так, для правильного написания первой буквы потребовалось 14 повторений, второй - 8, а начиная с восьмой буквы, учащиеся писали любую букву правильно с первой попытки.