Сущность понятия ориентировочная основа деятельности
Первый тип учения - неполная ориентировочная основа характеризуется тем, что преподаватель, представляя учебный материал, показывает исходные данные, исполнительную часть действия и образ конечного продукта. Обучение осуществляется методом «проб и ошибок», процесс его формирования происходит медленно, с большим количеством ошибок.
Второй тип учения - полная ООД, при наличии всех условий, необходимых для осуществления деятельности, которые подаются в виде готового алгоритма деятельности в частной форме, применительно к конкретной ситуации. Преподаватель, представляя учебный материал, показывает каждый шаг деятельности, применительно к конкретной задаче. При этом формирование деятельности происходит безошибочно и быстро, но степень его обобщения и переноса на нестандартные ситуации ограничен составом конкретных условий его использования. В данном случае обучаемые правильно решают определенный круг стандартных задач, но при переходе к иным творческим задачам, где следует выбирать рациональные способы решения или альтернативные варианты, их деятельность затруднена.
Обучение в современной школе, системе ПТО и даже в вузе, как правило, строится на основе заданного типа учения, в результате чего обучаемые, подобно «зайцу на барабане», способны выполнять частные действия, но не умеют перенести их на конкретные ситуации и постепенно утрачивают способность к творческому и логическому мышлению. Об этом свидетельствуют постоянные наблюдения уровня развития и формирования творческого мышления у студентов, который снижается на старших курсах обучения в вузе. Наблюдается неспособность большинства из них приспосабливаться к условиям производства.
Анализ большинства программ и учебников «Электротехника» показывает, что представленный в них учебный материал не систематизирован, одно характерные темы подаются по-разному и раздельно, хотя в них используются одни и те же соотношения, закономерности и понятия. Все это способствует формированию частных умений, которые не всегда возможно использовать в нестандартных ситуациях. В последнее время в преподавании электротехники появились некоторые находки. Интересной является программа электротехники преподавателя 18 училища Харькова Кочевенко Г. П., который излагает материал путем оставления разделов «Постоянного тока» и «Переменного тока». Аналогичным образом сформировано содержание учебника «Электротехника» Добротворского И. Г. и т. д.