Современная школа и педагогика за рубежом
Идея демократической системы образования предполагает прежде всего доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность ступеней школы, такую организацию учебного процесса, при которой формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек.
Одна из серьезных общественных проблем - проблема гарантии права на образование. Равные шансы на образование означают доступ к учебным заведениям любых типов и возможность для каждого человека использовать свои склонности в той или иной образовательной подготовке.
Реализация права на образование остается актуальной из-за социального неравенства, ограничивающего для многих возможность обучения. Современная эпоха породила противоречие между относительным демократизмом школьных систем и социальными факторами получения образования. Мировое сообщество поставлено перед необходимостью посредством социальных и педагогических мер разрешить это противоречие, порожденное различиями в общественном и имущественном статусе.
Существенная проблема в современном мире - проблема обеспечения обязательного обучения. Непосещаемость школы особенно распространена в тех странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях.
Больной вопрос - снижение средних показателей качества образования. Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения. Одним из наиболее эффективных называется путь диверсификации (дифференциации) образования. Он предполагает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества.