Развитие образования во Франции
Создание двухгодичного цикла наблюдения в лицеях, коллежах и коллежах общего образования не приводит к перераспределению учащихся между учебными заведениями. Новый шаг был сделан к выведению технического образования, начинавшемуся только после цикла наблюдения, на уровень средней школы: технические коллежи и национальные профессиональные школы становятся техническими лицеями; технические направления с продолжительным обучением ведут к получению учащимися дипломов высших техников и к инженерным школам; центры ремесленничества трансформируются в коллежи технического образования, дающие профессиональные дипломы.
В 1963 г. был создан коллеж среднего образования - единый тип средней школы, предложенный еще в плане Ланжевена-Валлона. Однако наличие «коллежей» и «лицеев» означало существование двух параллельных, но неравных по своему значению учебных заведений. Внутри коллежа существуют неравноценные направления. Кроме того, в новых учебных заведениях и первых циклах лицеев — разные по составу и подготовке учительские корпуса. Политика, направленная на создание единого коллежа, введенного в соответствии с реформой Аби (1975), направлена на ликвидацию различных направлений учебы и на создание в классах смешанных контингентов учащихся. Чтобы решать важные проблемы, возникающие перед учителем в связи с новой ситуацией, администрация вводит новые методы - дифференцированную педагогику, поддержку учащихся, встречающих затруднения в учебе. Политика введения единого коллежа не мешает, однако, восстановлению фактически разных направлений обучения с помощью предметов по выбору (иностранные языки, латынь). К тому же возникает новая суровая реальность, связанная с отбором по географическому положению школ, находящихся в неравных социально-культурных условиях, и усугубляемая стремлением наиболее требовательных и образованных семей скорее предпочесть частные школы и избежать государственные учебные заведения с плохой репутацией. Нарушая в принципе формальное равенство между всеми учащимися, государственные власти начиная с 1980 г. выделяют дополнительные средства учебным заведениям, находящимся в социально обездоленных зонах, превращая их таким образом в приоритетные зоны образования и воспитания. Но несмотря на эти усилия, надежда на равные шансы в образовании угасает под давлением действительности.