Понятие учебной мотивации
Мотивация - это побуждения или так называемые психические явления, ставшие побуждением к выполнению или иного действия, поступка, которые определяют активно личности и ее направленность на достижение запланированного результата.
Мотивационное поведение - это результат действия двух факторов: личностного и ситуационного.
Личностный фактор - это потребности, мотивы, установки, ценности. Ситуационный - внешние окружающие человека условия, такие, как поведение других людей, оценки и реакции окружающих.
Мотив - осознанная потребность, вызывающая активность человека и определяющая ее направленность.
Стимул - субъективно воспринимаемая побудительная причина , вызывающая направленную активность человека. В некоторых случаях стимул может стать мотивом, для чего он должен быть осознан, «переработан» личностью и отражен в ее сознании. В этом случае можно говорить о мотивировке или мотивированном поведении личности.
Мотивировка - объяснение человеком причин своих действий с ссылкой на обстоятельства, побудившие его к выбору данного действия. Мотивировка может выступать как одна из форм осознания человеком действительных мотивов его поведения.
В современной педагогической и психологической литературе выделяется два типа мотивации - внешняя и внутренняя.
Внешняя мотивация основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции, которые или направляют, или тормозят поведение человека. При внешней мотивации факторы, регулирующие поведение, не зависят от внутреннего «я» личности.
В основе внутренней мотивации находятся факторы, исходящие из самого внутреннего осознания личностью своего поведения, они не зависят от поощрений, кроме собственной активности. «Люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели» .
Внутренняя и внешняя мотивации по-разному влияют на результативность обучения.