Педагогическая антропология: философско-культурологический аспект
Характерным для развития современного познания является возникновение нового знания на стыке наук. Это относится и к так называемой «педагогической антропологии», где происходит интеграция педагогики и антропологии. Заметим, что всякая научная интеграция предполагает не механическое единение разного, не набор надуманных связей, но превращение разнородного в однородное, т.е. в такое новообразование, которое обладает своей самодостаточностью. Современная педагогическая антропология не может удовлетвориться признанием того, что она есть какое-то совокупное или комплексное знание, ощущающее свой предмет как сумму разных дисциплин. Педантропологая, претендуя на статус науки, стремится четко обозначить границы своей предметности, определить сущностные признаки, меру, отрофлектировать свой метод и специфику понятийного аппарата. Идет научное становление педагогической антропологии как науки, и хотелось бы кратко выразить свою позицию по этому вопросу в методологическом аспекте.
Прежде всего надо развести два сходных понятия – «антропология» и «человековедение». Антропология – это наука о природе и сущности человека. В конечных своих устремлениях антропология пытается ответить на вопрос: «Что такое человек?» Человековедение это не наука, это отрасль комплексного знания как научного, так и ненаучного о человеке. Термин «человековедение» применяется не столько для обоснования сущностных признаков самого человека, сколько для обозначения спектра дисциплин, занимающихся в той или иной мере изучением человека. В данном случае вполне корректно употребление термина «человековедческие науки» по типу «философские науки», «медицинские науки», «искусствоведческие науки» и т.д. Вместе с тем понятие «человековедческая наука», несет в себе некоторые признаки, которые предполагают в ней момент метазнания, т.е. знания, предметом которого выступает анализ общих закономерностей для всех человековедческих дисциплин. Если на этом заострить внимание, термин «человековедение» должен быть заменен другим, у которого особый предмет, «общее человековедение». Но он все равно будет входить в состав комплексного человековедениям.
Антропологию интересует не какое-то конкретное качество человека и не их совокупность, а человек как целое, имеющее меру своей целостности. Это не исключает возможности говорить о разных антропологиях философской, культурологической, психологической, педагогической. Наличие разных антропологии предполагает две вещи: либо характеристику разных состоянии антропологического целого, либо способность тех или иных частей целого представлять это целое.