Педагогическая антропология: философско-культурологический аспект

Предметом для антропологии выступает человеческое в человеке и мире, в котором он укоренен. Каким образом антропология пытается измерить человеческое? С помощью какой методологии?

В основание для выбора такой методологии современная антропология берет аксиому о том, что главным субъектом, который вообще что-либо объясняет и хочет понять, является сам человек. Человек познавал и объяснял себя в мире и мир в себе по-разному, опираясь либо на магические или мифологические представления, либо на атропокосмологические и стихийные натурфилософские учения, либо на различные воззрения, разработанные отцами церкви Средневековья; либо на пантеистический гуманизм эпохи Возрождения; либо на Просвещенческий рационализм и романтизм XIX в.; либо, наконец, на объективизм и субъективизм XX в., выраженный воззрениями постпозитивизма, постнеоклассицизма и постмодернизма, сводящих представления о человечности в калейдоскоп парадигм, соединенных в некую псевдоцелостность. На пороге XXI в. современная антропология имеет целостно-гуманистическую ориентацию, утверждающую в качестве основных принципов ключевые ценности культуры, такие как Здоровье, Истина, Добро и Красота. Ядром в этих приоритетах выступает Красота как главное условие, обеспечивающее преодоление кризисных ситуаций в социокультурном развитии личности. Современная антропология опирается в осознании содержания своей предметности на культурологическую и культурфилософскую методологию. Если последняя пытается определить содержательность человеческого в человеке и мире, то педагогическая антропология ориентирована на решение проблем формирования и развития человеческих качеств человека.

Педагогическая антропология осознает, что сами по себе человеческие качества в людях не образовываются, они выращиваются в культуре и посредством культуры и деятельности. Эта деятельность людей развертывается по социокультурным программам надбиологического характера. Они создаются людьми и для людей. Это опыт, аккумулированный в ценностях культуры, представленных как достижения цивилизации, науки, идеологии, искусства, морали, религии, правовых принципов и эстетических оценок. Задача субъектов педагогической деятельности: сделать эти программы достоянием и состоянием духовного мира каждого индивидуума, в каждом ребенке сформировать культурную, целостную, гармонически развитую индивидуальность. Было бы наивным предполагать, что формирование такой индивидуальности – есть результат жесткой регуляции адаптивного поведения учителя и ребенка.