Обучать на расстоянии
Не стану делать обзор существующих технологий дистанционного обучения. У всех из них есть свои достоинства и недостатки. Осмелюсь предложить технологию, которая по моему мнению является оптимальной как по материальным затратам, так и по эффективности. Основы этой технологии заключаются в следующем:
1. Учащиеся обеспечиваются учебными материалами на лазерных компакт-дисках . Основными учебными материалами являются электронные учебники. Требования к таким учебникам описаны в моей предыдущей статье, опубликованной в журнале «Открытое образование» №6 за 2002 год. Чтобы такой диск был относительно дешевым на нем должно быть много учебников . А для того, чтобы на одном компакт-диске уместился солидный комплект учебников, не нужно перегружать учебники мультимедийными выкрутасами . Каждый учебник должен содержать то же, что и аналогичный бумажный учебник, плюс обширную систему самопроверки и экзаменационную систему. Еще два важных требования: а) программное обеспечение учебника должно устойчиво функционировать даже на маломощных компьютерах; б) учебник должен быть предельно простым в использовании.
2. Обучающиеся работают с учебниками совершенно самостоятельно там, где у них есть доступ к компьютеру . При этом они могут в любое время проверять свой уровень усвоения учебного материала с помощью системы самопроверки и экзаменационной системы, заложенных в электронный учебник.
3. Всю оперативную информацию обучающиеся получают через Интернет . Доступ к Интернету обучающиеся получают там, где им удобно, но в любом случае при необходимости обучающимся должен быть предоставлен доступ к Интернету в региональных представительствах учебного заведения.
4. Рубежный контроль, зачеты и экзамены обучающиеся сдают используя соответствующие программные системы учебника, но в присутствии регионального представителя. Результат записывается на магнитный носитель. Этот же региональный представитель пересылает результат в головное учебное заведение .