Методы обучения и дидактические средства
Однако эта концепция еще в меньшей мере реализует идею целостного подхода к разработке проблемы методов обучения. С нашей точки зрения, более рациональна и обоснованна классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и предопределяющих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения.
В системе общедидактических методов обучения И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно-репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Методы проблемного изложения двойственны, так как имеют переходное от одной группы к другой значение. Специфику этих методов обучения, связанную с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учения) можно представить следующим образом.
Метод обучения, как видно из таблицы, может играть определяющую и вспомогательную роль, являясь средством реализации другого метода. Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату - усвоению соответствующего ему вида содержания.
Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Так, методы информационно-рецептивный и проблемного изложения могут быть реализованы посредством устного слова, чтения учебника, с помощью кино и телевидения, других изобразительных средств, предъявлением алгоритмов; репродуктивный предполагает повторение учащимися предварительно показываемых учителем способов деятельности (на вербальном и образном материале, практическими действиями с предметами и знаковой системой). Эвристический и исследовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач. Названные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою специфическую форму.