Методы обучения и дидактические средства
В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В этой связи дидактические средства подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые) - радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п. и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковой фильм, телевидение, а также частично автоматизирующие процесс обучения - программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д.
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, когда они используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности школы учебными пособиями, но и от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.
Например, использование дидактических средств при ознакомлении учеников с новым материалом будет отличаться от использования их при закреплении уже проработанного материала или в ходе контроля и оценки приобретенных знаний и умений. Лекция как основной метод урока требует иных дидактических средств, чем лабораторный метод. Наконец, возраст учащихся и характерные особенности отдельных учебных предметов также определяют как вид применяемых дидактических средств, так и способ их использования на уроке. К одним средствам учитель обращается на уроке математики в массовой школе, к другим - в лицее; одними учебными пособиями будет пользоваться учитель русского языка и совсем другими - учитель физики или географии.
Таким образом, выбор методов и средств обучения зависит от ряда факторов, среди которых первостепенное значение имеют цели образования и конкретные задачи обучения, его содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, личностные черты самого педагога, а также сравнительная характеристика возможностей сильных и слабых сторон различных методов обучения.