Изучение истории методологии отечественной педагогики
В развитии современной педагогики наступил, как нам представляется, этап приведения в действие механизма ее «системной авторефлексии», который нацелен на углубленный анализ сложившихся методолого-теоретических параметров этой частнонаучной области знания и вычленение в их содержании стабильных, непроблематизируемых, исторически удостоверенных опор , Необходимость обращения к методологическому опыту педагогической науки обусловлена как противоречивыми процессами осмысления феномена педагогической рациональности, путей модернизации образования, научного обеспечения обновления практики, так и назревшей потребностью в повышении методологической культуры ученых-педагогов, учителей, воспитателей в условиях возрастания роли методологии в научно-педагогическом познании и образовательно-воспитательной практике. Сушностным показателем такой культуры является широкий взгляд на исторический рот методологической мысли в области педагогики, выражающийся в стремлении исследователя концептуально освоить закрепленные традицией метаустановки.
Проведенная нами объемная реконструкция генезиса методологии педагогической науки, оформлявшейся в качестве специальной отрасли знания в советскую эпоху: с середины 60-х до начала 90-х годов XX века, характеризует общие тенденции становления и развития методологическо сферы педагогики; воспроизводит эволюционный ход этого сложного объекта; воссоздает инвариантный слой педагогического метазнания, которое в уточненной и модифицированной форме может войти в структуру современной методологии педагогики.
Стремясь к выявлению содержательно-регулятивного потенциала методологической традиции педагогики, готового к современному использованию, мы разработали целостную исследовательскую программу – своего рода мета методологию рефлексивного анализа процесса становления педагогического знания высокого уровня абстрактности и обобщенности, в которой, во-первых, интегрирован познавательный инструментарий из практически всего комплекса рефлективных доктрин науки; во-вторых, обозначены исходные универсальные положения об объекте исследования; в-третьих, приоритет отдается методам теоретического анализа исторического материала .