Изучение истории методологии отечественной педагогики

Другая отличительная сторона междисциплинарной методологии проведенного исследования состоит в том, что, стремясь возможно более полно учесть кумулятивный аспект развития методологических параметров педагогики рассматриваемого периода, мы реконструировали механизмы преемственности в этой сфере на двух уровнях: динамическом уровне и концептуальном уровне . Конкретизируем это положение.

Характеризуя методологию педагогики в контексте эволюционной исторической перспективы опорой на современное историко-научное и философско-историческое представление об эволюции когнитивных структур , а также на истолкование сущности и периодизации в истории педагогики , мы вычленили стадии в процессуальном развертывании данного феномена и этапы его действительной истории .

Наряду с вскрытием особенностей динамики методологии педагогики был реконструирован также инвариантно-групповой блок педагогического era знания, функционировавшего на каждом из этапов диахронии этой конкретно научной отрасли. Совокупность обнаруженных в ходе исследования теоретических инвариантов представив дает, по нашему мнению, идеально-типическую область методологии педагогики, ее незыблемое содержание.

Для прояснения сущностных черт и специфики содержания методологии педагогики нами применялся не только принцип инвариантности как особый вил абстрагирования и идеализации, но и активно использовалась общенаучная методологическая процедура моделирования, позволяющая выявить типичное в изучаемом явлении и усилить тем самым объяснительную функцию исторического поиска. Так, отсутствие в современной науке явно заданного и концептуально оформленного представления о научной методологии как целом, затруднявшее спецификацию природы методологии педагогики, побудило нас к созданию мысленной конструкции основных признаков общенаучной методологии, детерминирующих частные научно-методологические области знания. Названная модель в качестве матричного метода применялась нами для удостоверения полноты набора содержательных оснований и структурно-функциональных свойств методологии педагогической науки, формировавшихся в течение рассматриваемого периода.