Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем;
- опыт отношений к миру, друг к другу, т.е. система эмоциональной, волевой, моральной и эстетической воспитанности.
Каждая эпоха наполняет свою культуру только ей свойственным содержанием.
Усвоение первого элемента социального опыта обеспечивает формирование картины мира и вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Знания при этом служат инструментом всякой деятельности. Усвоение второго элемента позволяет новым поколениям сохранить культуру, а третьего - обеспечивает ее дальнейшее развитие, что без осуществления творческой деятельности невозможно. Усвоение четвертого элемента социального опыта необходимо для регулирования соответствия деятельности человека его потребностям и расширения сферы этих потребностей, системы ценностей, мотивов деятельности.
Каждый элемент социального опыта, отмечают И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, выполняет свою специфическую, неподменяемую другими, функцию в развитии личности. Предшествующие элементы могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь, творить при разном отношении к этой деятельности. Взаимосвязь элементов социального опыта выражается и в том, что усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других элементов.
В связи с искусственным разведением процессов обучения и воспитания, а также с учетом относительной самостоятельности воспитательной работы, в педагогической теории предпринимались попытки определения и программирования содержания воспитания. Многие годы воспитатели руководствовались «Примерным содержанием воспитания школьников»*. Оно, отражая функциональный подход к воспитанию, определяло содержание работы по основным направлениям воспитания (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и др.), цель каждого из которых было формирование тех или иных качеств социального идеала.