Ценностный подход как основа новой концепции образования
Поскольку образование – это фундаментальная основа и один из источников создания у воспитанников реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях человека в различных жизненных сферах, то разработка ценностного каркаса образования, системы приоритетных ценностей, педагогических технологий соответствующей ориентации является необходимым и значимым шагом на пути совершенствования системы образования, разработки стратегии его развития. В этом процессе, по мнению академика РАО З.И. Равкина, следует иметь в виду историчность аксиологических ориентиров, способность ценностных позиций обретать на новом витке цнвилизациоиного развития новый смысл.
Подтверждением этого мнения может служить наблюдение за изменением содержания наиболее универсальных классических ценностей. Так, в качестве высшей ценности в эпоху античности признавался гармоничный, совершенный во всех отношениях человек. Производной от этой ценности можно считать ценностную категорию «красота», которая отражала, прежде всего, оценку особого душевного и телесного состояния человека.
Во время эпохи Возрождения представление о человеке было дополнено благодаря включению в систему критериев идеального человека таких характеристик, как активность, творчество, Примечательно, что в это время идеал человека в качестве ценностного ориентира предполагал ярко выраженную этическую характеристику. Таким дополнением стала категория «добро». В эпоху Просвещения ценность человека была осмыслена с позиций его уникальности и неповторимости. Знаменитая формула: человек – самоцель, а не средство – была построена на вере в безграничные возможности человека, в его волю и разум. Идеал человека в это время определялся такими социально-политическими ценностями, как равенство, справедливость, свобода. В новое и новейшее время в рамках коммунистической доктрины классическое представление о человеке как высшей ценности было дополнено классовым подходом: общественным идеалом стал человек, участвующий в коммунистическом строительстве.