Ценностный подход как основа новой концепции образования

Анализ рассматриваемых педагогических позиций выявил возможности уникального гуманистического наполнения образовательной деятельности, имеющие генетические народные корни и человек центрированные перспективы. Подобного рода ценностные системы стимулируют желание переосмыслить основы педагогического труда и целенаправленно развивать духовно-нравственный потенциал образовательной деятельности, обращаться к аксиологическим ориентирам гуманистического свойства.

Нам импонирует точка зрения З.И. Равкина, обосновывающая построение основ новой педагогической парадигмы, в которой аксиологический базис может являться уникальным связующим звеном между компонентами педагогической системы, теоретическими и эмпирическими составляющими науки. Ценностные основания позволяют преодолеть статично-описательный подход в педагогике и содержательно наполнить образовательную сферу. Разработка основ педагогической аксиологии подразумевает выявление природы и источников ценностей, закономерностей их функционирования, диалектики общечеловеческих и национальных ценностей.

Ценности определяются как стержневое образование личности, системный компонент культуры, выражение потребности в человечности. Следует учесть и то, что система образования рассматривается как главный субъект ценностей и путей их достижения. Очевидно, что в этой связи принципиальная открытость системы образования в ценностной сфере, наличие ценностного выбора, создание возможностей для проживания ценностных отношений, осмысления сущности аксиологических позиций, ценностно-ориентационная деятельность – факторы развития ценностной системы личности. Функционирование духовных, интеллектуальных, социальных ценностей в образовании дает возможность целесообразно включать аксиологические позиции в разные области человеческой деятельности.

Создание концепции современного образования аксиологической направленности может быть шагом в правильном направлении, поскольку будут определены условия и механизмы функционирования образовательной системы, когда ценностные ориентации, интериоризированные личностью, стимулируют проявление духовно-нравственного потенциала человека, целенаправленно влияют на формирование духовной культуры. Этот процесс, очевидно, требует пристального внимания, новых технологических разработок, поскольку от сформированности системы ценностных ориентации личности зависит уровень ее актуального развития и качество образования в целом. Кроме того, ценностные ориентации как уникальная система регуляции жизнедеятельности человека, в зависимости от содержательного наполнения, позволяют очень точно выстраивать стратегические линии образовательного процесса.