Экспертные обучающие системы и системы искусственного интеллекта
Следующим шагом в развитии электронных средств учебного назначения можно назвать появление в образовательной практике экспертных систем.
Экспертная обучающая система — это компьютерная система, использующая знания одного или нескольких экспертов, представленные в некотором формальном виде, а также логику принятия решения человеком-экспертом в трудно формализуемых или не формализуемых задачах.
Экспертные системы способны в сложной ситуации дать квалифицированную консультацию (совет, подсказку), помогающую специалисту (в нашем случае — учителю) принять обоснованное решение. Над созданием этих систем работают опытные специалисты высокой квалификации (эксперты) в данной предметной области. Специалистами высокой квалификации в педагогике принято называть опытных методистов. Обычно экспертные системы создаются в узких предметных областях.
Следует иметь в виду, что экспертные системы не заменяют специалиста, а являются его советчиком, интеллектуальным партнером. Преимущество экспертной системы заключается в том, что объем информации, хранящейся в системе, практически не ограничен. Введенные в машину один раз знания сохраняются навсегда.
Человек имеет ограниченную базу знаний. Если данные долгое время не используются, то они забываются и теряются безвозвратно. После того как были разработаны первые технологии экспертного оценивания, возможности их практического использования сильно преувеличивались.
Необходимо правильно понимать реальные возможности применения подобных систем. Безусловно, далеко не все проблемы могут быть решены с помощью экспертных оценок, хотя корректное использование экспертных технологий во многих случаях остается единственным способом подготовки и принятия обоснованных решений.