Содержание и проблемы воспитания

В воспитании под интернализацией (интериоризацией) следует понимать не только усвоение социальных идей, но и становление этих идей в качестве доминант, регуляторов жизни человека. Социальные идеи считаются интернализованными, когда они овладевают человеком. Социализация личности – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (А.В. Мудрик).

Такое содержание воспитания гарантирует развитие активно-творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы.

Проблемы воспитания учащихся системы начального профессионального образования (НПО) в новых условиях. Важнейший комплекс проблем связан с разработкой вопросов теории и практики воспитательной работы прежде всего со «сложной» молодежью в системе начального и среднего профессионального образования. Практика показывает, что система образования России оказалась не подготовленной к тем радикальным изменениям, которые происходили в стране в течение последних десятилетий.

Крайне низкий уровень материальной обеспеченности учащихся системы НПО требует выделения их в особую социальную категорию молодежи (Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнов). Это свидетельствует о сохраняющейся сословности образования в России, которая проявила себя не только как историческая традиция, но и принцип современного общественного уклада, обусловленный явлением наследования, имущественным положением и мировоззрением родителей.

Результаты, полученные в ходе Всероссийского социологического исследования, проводимого Институтом профессионального образования (Москва), выявили большой спад общественной активности учащейся молодежи. Более 70% опрошенных отвергают возможность своего участия в какой-либо общественной деятельности (политической, экономической, научной, культурной), в работе общественных организаций, хотя именно эти организации призваны быть школой коллективизма, сотрудничества, патриотизма. Таким образом, в настоящее время (в отличие от прошлых лет) приходится говорить не об общественной активности, а об общественной пассивности как преобладающей характеристике молодежи.