Социальная педагогика как метод обучения и воспитания
В процессе происходящих в группе взаимодействий осознается ценность других людей и потребность в них. Здесь можно стать не только участником событий, но и их зрителем, получить знания о собственной личности. В группе можно свободно выражать эмоции, создавать чувство принадлежности к коллективу, побуждать к самораскрытию, знакомиться с новыми моделями поведения, сопоставлять личные особенности отдельных членов группы.
Выделяют группы организационного развития, или решения проблем, обучения руководителей и развития межличностных навыков, группы личностного развития, терапевтические группы, хотя на практике задачи этих четырех групп пересекаются. Вместе с тем в группах решения проблем важное значение имеет задача, а не психическое самочувствие отдельной личности. В терапевтической группе или группе личного развития главным является душевный комфорт ее участников. Искусственно создаваемые группы во многом воспроизводят отношения естественных групп . Оказавшись в группе, индивиды попадают в изменившуюся ситуацию, в которой они подтверждают свои ожидания и представления о той роли, которую они должны будут играть в ней. В этом смысле роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые реализуются в данном социальном контексте.
В группе естественным образом устанавливаются нормы общения, которые меняются по мере ее развития. Чем сплочённые группа, чем жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже соблюдаются в ней групповые нормы, тем выше степень проявления индивидами групповых ценностных установок. В сплоченной группе создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, а у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность нормирует эмоциональную привязанность и лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность даже в самых сложных обстоятельствах и способствует выработке общих стандартов.
В качестве особого направления выделяются методы работы в молодых семьях и в семьях, имеющих проблемы в семейном воспитании, требующих в силу особенностей своей жизнедеятельности социальной поддержки, помощи, реабилитации, прежде всего это студенческие семьи, семьи мигрантов и беженцев, семьи, имеющие детей-инвалидов и престарелых родителей.