Развитие социальной педагогике в первобытном обществе
Инициации рассматриваются специалистами как предшественники институализированных форм воспитания и обучения. Однако они являют собой первую форму социального образования, выполняя не столько педагогическую, сколько социально-педагогическую функцию.
Общая модель воспитания в первобытной общине выглядела следующим образом: первые 3-4 года ребенка воспитывает мать; с 3-4 лет дети начинают помогать по хозяйству; в 6-8 лет происходит разделение воспитания по полу; с 9-11 лет начинается подготовка к инициации; в 13-15 лет прохождение через инициацию. Сам обряд в сущности определялся как смерть детства и рождении взрослости.
Посвящение, связанное с достижением половой зрелости, начиналось с разрыва: ребенок или подросток отделялся от матери, причем это иногда происходило довольно грубо. Но посвящение имело значение не только для неискушенной молодежи. Обряд охватывал все племя. Новое поколение обучали, делали его достойным интегрироваться в общество взрослых. При этом воспроизводились традиционные обряды, благодаря чему перерождалась вся община. В первобытных обществах обряды посвящения относились к разряду самых значительных религиозных празднеств. Празднества начинались с ритуальных действий . Затем проводился экзамен на взрослость, когда испытуемый должен был выполнить задание и продемонстрировать терпение, ловкость, выносливость. Выдержавшие испытание становились полноправными членами общины. Система подготовки молодых поколений как бы естественно замыкалась: община начинала эту подготовку, она же и заканчивала ее, принимая экзамен на социальную зрелость. Инициации завершали подготовку молодых поколений: этой акцией проверялись и закреплялись в них необходимые ценностные основания и ориентиры, отвечающие интересам всего общества.
Таким образом, с изменением объема и качества социально-культурного опыта, передаваемого молодежи старшими поколениями, с осмыслением значения этого факта для общества и его членов возникает воспитание как целенаправленное взаимодействие детей и взрослых. Большое значение в процессе воспитания имела инициация.