Развитие образования в Германии

Известно, что до 1914 г. в союзе «трона и алтаря» и «образования и собственности» проводилась политика, в которой доминировали образование элиты, ограниченное обучение народных масс и политическое воспитание граждан как «верноподданных». Альтернативные программы либеральных учителей или социал-демократических съездов оставались без какого-либо шанса на претворение в жизнь.

В конституции Веймарской республики, прослеживались первые попытки демократизации школьной политики. Здесь было сказано (статья 146), что следует стремиться к социальному согласию с помощью «органичной» организации общественного образования, а статья 148 формулировала общие цели образования как: «нравственное образование, гражданское воспитание, формирование личной и профессиональной «полезности» в духе немецкой нации и взаимопонимания народа»; был введен предмет обучения «граждановедение», для того, чтобы «каждый школьник по окончании обязательного срока обучения получил «отпечаток» конституции».

Важнейшее событие в истории образования периода республики, введение всеобщей, обязательной, равной для всех 4-летней начальной школы, произошло в 1920 г. Были отменены частные подготовительные школы, но сохранена всеобщая школьная обязанность. Дискуссии о сроке обучения в начальной школе - 4 или 6 лет, которые продолжаются и поныне, показывают, сколь важен оказался принцип единства как организационный принцип немецкого образования.

Все остальное во втором типе структуры также определялось дифференциацией. Изменялись наименования видов средней школы и названия школ, настраивавшихся над начальной, но сохранялось их различие. После начальной школы следовали различные виды школы: для большинства детей это была «старшая ступень народной школы», с 1959 г. - «основная школа»; затем следовали школы, позволявшие продолжить образование - «неполные средние школы» или реальные школы с продолжительностью обучения от 4 до 6 лет, и 7-9-летние (в зависимости от срока обучения в начальной школе) «средние школы» или гимназии. Кроме общеобразовательных школ, существовала система профессионального образования, которая в основе своей практически не изменилась с 1920 г.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  Следующая > В конец >>