Оценка качества результатов обучения
Приведенная из работы Архангельского С.И. структурная схема оценки качества оцениваемого объекта не претендует на исчерпывающий вариант оценки педагогического процесса. Разработка новых критериев является первоочередной задачей оценки качества подготовки обучающихся и методики преподавания. Эта задача сложна, требует много усилий, но решение ее поднимает эффективность учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
В заключение можно сказать, что методы контроля зависят от того:
1) какая обучающая процедура контролируется;
2) что контролируется — ход процедуры или ее результат;
3) какие задания для проверки хода и результатов обучающей процедуры используются;
4) какие ответы студентов используются при выполнении контрольных заданий;
5) какова частота и периодичность контроля.
По первому из указанных оснований выделяются методы контроля объяснения и уяснения содержания учебного материала, по второму — методы пооперационного контроля и контроля по результату, по третьему — контроль с помощью заданий на воспроизведение знаний , постановки вопросов по содержанию и предъявления задач, решаемых с применением знаний. По четвертому основанию методы контроля подразделяются на контроль с помощью конструируемых ответов. Наконец, по пятому основанию различаются систематический и эпизодический, частый и нечастый контроль, промежуточный и конечный . Итак, основная задача контроля объяснения и уяснения содержания материала — проверить уровень достигаемых целей.
Как вариант решения проблемы контроля за результатами обучения приводится описание не совсем привычной для традиционной педагогической технологии рейтинговой системы контроля качества усвоения учебного материала.