Образовательные программы и учебники
Программы должны отвечать следующим требованиям:
• допускать возможность и необходимость существования программ других уровней;
• учитывать разброс установочных целей образования субъектов другого уровня;
• предполагать вариативность достижения обозначаемых в программе целей и постановку других целей;
• обеспечивать соответствующий баланс заданности и выбора в каждом из своих структурных компонентов.
Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный.
Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых в разные годы обучения тем.
Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения (например через несколько лет), предусматривая усложнение и расширение его содержания.
Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Критерии анализа и оценки авторских образовательных программ: смысловая глубина, проверяемость целей и задач, соответствие образовательным стандартам и нормативам, наличие дидактической основы, продуктивная и личностная ориентация, целостность, практическая значимость.