Образование в эпоху Просвещения
В 1641–1642 гг. в Англии по приглашению английского парламента Коменский в тесном сотрудничестве с последователями Бэкона разрабатывал обширные планы усовершенствования общества посредством реформы школы. В Швеции он активно участвовал в создании современных доступных учебников для учащихся шведских школ. Сложнее обстояло дело в Венгрии, где царила почти поголовная неграмотность. Необходимо было направить усилия на организацию всеобщего начального обучения. И первое, что сделал Ян Коменский, – написал удивительный учебник типа букваря «Мир чувственных вещей в картинках», тем самым решив один из главных пунктов социальной программы страны.
За годы скитаний Я. Коменский потерял семью и близких, а в 1656 г. в Лешно сгорели его рукописи. Остаток жизни он провел в Амстердаме, где ему удалось издать многие свои сочинения, в том числе «Великую дидактику» на латинском (1657). В 1666 г., за четыре года до смерти, выходит часть главного труда Коменского – семитомного «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». Это– своеобразное завещание, призыв к миру и сотрудничеству. В эпоху жестоких войн и восстаний Коменский выступал за сохранение всеобщего мира, международное сотрудничество в области политики и права, науки и образования. Коменский верил, что универсальное воспитание приведет к «благосостоянию человеческого рода», миру без войн, социальной справедливости и процветанию. В «Пампедии» – одной из частей «Всеобщего совета» просветитель предлагает сделать иным весь жизненный уклад в духе всеобщего блага. Он верит в возможность изменить человечество в положительную сторону с помощью воспитания, видя в этом панацею. Чтобы «всем знать все обо всем», считает он, надо обеспечить всеобщее образование, демократичную школьную систему с преемственностью звеньев, приближение образования к общественным потребностям, нравственное воспитание на началах гуманизма, приобщения к труду. Природное равенство всех людей (хотя и с различными задатками) предполагает равное право на образование, развивающее задатки каждого.
Великий просветитель видел в любом человеке огромное поле возможностей, которое должно пробудить разумное, природосообразное образование. Вера в человека, мечта о расцвете человеческой личности были стержнем педагогики Я.А. Коменского, для которого «человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение». Дав чрезвычайно глубокую характеристику шести типов учеников, он разработал и рекомендации по подходу к ним, подчеркивая перспективы каждого типа.