Мотивационное управление в деятельности социального педагога
Процесс социализации личности зависит от окружающей социальной среды, представляющей целостное психосоциальное пространство, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток, отдельные личности и др. Соотношение влияний (как позитивных, так и негативных), образующих это пространство, во многом определяет возможные варианты развития личности. Естественно, чем лучше организована среда, чем она нравственнее, тем благоприятнее ее воздействие на личностный рост ребенка, его социализацию.
Задача педагога как субъекта социального воспитания состоит в том, чтобы перевести социальную ситуацию развития в педагогическую, взять на себя управленческие функции для организации нравственной воспитывающей среды в микросоциуме, объединить усилия всех субъектов социального воспитания, чтобы создать условия для личностного развития подростка. Эффективности управленческого воздействия способствует технология мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) (И.К. Шалаев). Технологический алгоритм МПЦУ включает три шага: построение «дерева целей» в логике ярусов «хочу–могу–делаю–получаю»; разработку исполняющей программы, адекватной «дереву целей»; реализацию управляющей программы. При взаимодействии с воспитанником педагог может прибегнуть к аналогии – образу «дерева». Известно, что приведение аналогий не является научным доказательством, но в данном случае аналогия становится приемом доступного выражения научно обоснованных и уже доказанных идей. Используя образ «дерева», педагог предлагает ребенку осознать взаимосвязь и взаимозависимость его потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, поставленных перед собой целей. Процесс взаимодействия педагога и подростка начинается с анализа социально-психологической ситуации в микросреде, личностных особенностей воспитанника, т.е. «почвы», на которую «высаживается дерево». «Почва» – это тот социум, та среда, которая окружает ребенка. Семья, друзья подростка – каковы они? Чем заполнено свободное время ребенка? Питает ли все это «корни дерева», обогащает ли жизнь ребенка, его личность? Ведь чем плодороднее почва, тем быстрее растет деревце, тем скорее поспевают плоды. Вокруг деревца на почве могут расти сорняки, мешающие его росту... А это значит, что педагогу вместе с подростком следует выявить факторы, препятствующие развитию личности. Что это за факторы: недостатки характера, личностные проблемы, негативные влияния среды?