Личность педагога системы специального образования
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Современное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:
тифлопедагогика — с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих ;
сурдопедагогика — с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих ;
олигофренопедагогика — с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых ;
логопедия — с получением квалификации логопеда;
специальная дошкольная педагогика — с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности специальная психология.
В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.
Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями лиц, имеющими отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.