Использование инновационных технологий в обучении студентов
И.Ю. Хоперскова определяет дидактические условия возникновения диалога , которые непременно учитываются при организации личностно-ориентированного процесса:
-деятельность студента как субъекта учебного процесса опосредствована, прежде всего, культурным текстом, а не довлеющим авторитетным источником , что открывает студенту возможность для личностного развития, становления его системы ценностей;
-учебное содержание передаётся через диалог, который ведут авторы культурных текстов и студенты с учётом своего личностного опыта;
-позиция студента предстаёт как позиция соавтора содержания учебного процесса и равноправного партнёра в диалоге, что обеспечивает субъектный способ взаимоотношений его с преподавателями в образовательном процессе вуза .
В рамках диссертационного исследования нами был также рассмотрен и опыт зарубежных педагогов. В США и некоторых европейских странах существует некое подобие "дифференциации обучения по интересам". Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств ; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся.
Дифференциация обучения - это: 1) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение.
Около 50% учебного времени отводится на обязательные предметы - "ядро", куда входит пять базисов: язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другая половина учебного времени занята дисциплинами по выбору, которые предлагаются в виде "пакетов", содержащих по несколько десятков спецкурсов. Обучающиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественнонаучного, математического содержания. Обязательный результат обучения состоит в зачете определенного ограниченного количества курсов в каждом пакете .