Дети с задержкой психического развития
Массовые обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что около половины составляют дети с ЗПР. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая через неуспеваемость ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще в различных формах нарушения поведения.
По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы (явлений психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений), приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и поэтому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития.
Наиболее общие принципы работы с этой категорией детей следующие:
♦ осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;
♦ предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).
♦ в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
♦ предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подго-товительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;
♦ уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
♦ проявлять особый педагогический такт - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
how to