Закупки по 223-ФЗ: чем отличаются от 44-ФЗ

Банковская гарантия 223 ФЗ

Участие в госзакупках строго регулируется законодательством. В частности, правила закупок установлены Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 (далее — ФЗ-223). Не будем приводить полный текст нормативного акта и подробно интерпретировать его с юридической точки зрения. Расскажем в статье простым языком, как он влияет на процесс проведения тендеров и чем отличается от других законов банковская гарантия на исполнение контракта 223 фз.

Какие закупки регламентирует?

Положения указанного нормативного акта распространяются на компании, которые на 50 или более процентов принадлежат государству. Под действие закона попадают также зависимые от таких фирм структуры. ФЗ-223 распространяется на следующих заказчиков:

государственные монополии;

унитарные предприятия;

организации энергетики и водоснабжения;

бюджетные учреждения.

Смысл закона в том, чтобы объединить и унифицировать ранее введенные правила проведения закупок. Дополнительно он должен обеспечить более рациональное расходование средств из бюджета. И на данный момент с поставленными целями справляется успешно.

Просто о закупках по 223-ФЗ

В отличие от других нормативно-правовых актов, регулирующих указанную сферу деятельности, данный закон сравнительно прост. Он не устанавливает конкретных правил участия в закупках, а лишь дает наиболее общие рекомендации для участников. Более конкретные условия могут и должны разрабатываться самими заказчиками путем принятия локальных правил. Это обеспечивает большую гибкость и мобильность, чем при жестком регулировании сверху.

Место проведения тендеров также устанавливается достаточно мягко. Заказчик вправе принимать заявки на любой из электронных площадок (в данный момент их уже больше 150). Регистрация на таких ресурсах может быть как платной, так и бесплатной. Заниматься организацией тендера вправе любое лицо, назначенное приказом руководителя, даже без профильного образования.

Виды тендеров по 223-ФЗ

В соответствии с текстом федерального закона выделяются:

Аукцион. Наиболее простая и распространенная форма проведения госзакупок, в которой победитель определяется по наилучшей цене коммерческого предложения.

Конкурс. Более взвешенная форма закупки, победителя определяют и по цене, и по другим условиям выполнения контракта (например, срокам, гарантии).

Запрос предложений. Оценивается сразу ряд характеристик, которые интересуют в первую очередь заказчика. Такая форма более распространена при закупке сложных товаров и услуг. При условии, что цена не является главным фактором во время рассмотрения предложения.

Запрос котировок. Наиболее сложная из всех форм проведения тендеров, при которой детально оцениваются и характеристики товара или услуги, требуемые тендерной документацией, и цена предложения.

Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ допускаются, но только при наличии дополнительных условий. В частности, такая форма тендера доступна компаниям, выполняющим оборонные заказы банковская гарантия на исполнение контракта 223 фз.

Получить консультацию по закупкам

Подать заявку

Отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ

Оба федеральных закона регламентируют процесс участия в закупках, но между ними есть фундаментальная разница. Главное отличие заключается в степени регулирования условий тендеров. 223-ФЗ устанавливает достаточно мягкие требования и позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупок. В противовес ему 44-ФЗ четко регулирует все этапы торгов.

Зачастую заказчиков устраивают правила, установленные более жестким нормативным актом. Поэтому, даже разрабатывая тендерную документацию самостоятельно в соответствии с 223-ФЗ, они могут использовать наработки из другого закона.

Вторым важным критерием, отличающим нормативные акты, является место проведения торгов. Если 223-ФЗ разрешает использовать любые электронные площадки, то 44-ФЗ — только 8 ресурсов, прошедших аккредитацию.

Требования к участникам по 223-ФЗ

К участию в тендерах допускаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. И существует лишь несколько стандартных ограничений. Например, в торгах не может участвовать организация, которая проходит процедуру банкротства или ликвидации либо имеет налоговую или банковскую задолженность. Но заказчики могут самостоятельно устанавливать дополнительные требования в тендерной документации. Зачастую в участии отказывают компаниям, во главе которых стоит лицо, совершившее экономическое преступление в прошлом.

Для регистрации на электронной торговой площадке поставщики товаров и услуг должны предоставить пакет документов:

паспорт (если в торгах участвует ИП);

комплект учредительной документации (для юридических лиц);

налоговую или финансовую отчетность;

документ, подтверждающий полномочия руководителя;

сертификаты и лицензии, запрашиваемые заказчиком;

документы, свидетельствующие о квалификации сотрудников компании.

Сроки подачи заявок различаются в зависимости от формы торгов и того, какие организации выступают участниками. Субъекты малого и среднего бизнеса могут предоставлять документы для аукционов и конкурсов в течение 15 рабочих дней при цене закупки более 30 млн рублей. При меньшей сумме срок сокращается до 7 дней. Для обычных участников всегда 7 дней. При запросе предложения у субъектов малого и среднего бизнеса есть 5 дней на подачу заявки, а у прочих поставщиков — 7 дней. Запрос котировок подразумевает минимальные сроки. Субъекты малого и среднего бизнеса должны подать заявку в течение 5 дней, а другие участники — 4

Требования к участникам закупок

223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).

Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;

физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;

индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.

Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников банковская гарантия на исполнение контракта 223 фз.

Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.

В положении и документации о закупке должны быть отражены:

требования непосредственно к участникам;

требования к закупаемым товарам, работам и услугам;

требования к условиям исполнения договора (контракта);

критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:

Регистрация на территории РФ.

Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.

Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.

Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.

Отсутствие задолженности по обязательным платежам.

Определённые финансово-экономические показатели деятельности.

Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.

Наличие определённой материально-технической базы.

Требования к деловой репутации.

Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.

Наличие опыта определённой деятельности.

Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.

Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.

Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.

Правительство РФ вправе устанавливать:

приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;

перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;

квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);

запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;

перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;

основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.

Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.

Как контролируют закупки

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.

Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком банковская гарантия на исполнение контракта 223 фз.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14.10.2024