Закономерности обучения

Идея личностноразвивающего обучения вызвала интерес не только у практиков, но и у исследователей-теоретиков. Однако оказалось, что с помощью традиционных категорий («формы», «методы», «приемы» обучения) нельзя не только осмыслить всю сложность обучения как фактора развития личности, но и получить удовлетворительное представление о его личностноразвивающей стратегии. Естественно, что это тормозит развитие теории и практики обучения.

Этот недостаток можно преодолеть лишь в том случае, если обратиться к изучению закономерностей и принципов обучения и разработать логичную по своей внутренней структуре технологию его реализации. Проблема педагогических закономерностей и принципов является одной из наиболее актуальных в науке. Хотя она многократно подвергалась обсуждению, до настоящего времени нет четких представлений о том, что является педагогической закономерностью, а что - принципом.

«Закономерность» и «принцип» относятся к числу философских категорий. Закон определяется как внутренняя, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает «определенный порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями или свойствами материальных объектов, повторяющиеся существенные отношения, при которых изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение других». Познание законов позволяет вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности.

Образование как целостное явление - одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы, как и законы общества, - есть результат проявления не какой-то внешней силы, а продукт его внутренней самоорганизации. В силу этого педагогический закон - это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  Следующая > В конец >>