Закономерности и принципы обучения
Существуют внешние и внутренние закономерности обучения. Внешние закономерности – это зависимость обучения от общественных процессов и условий:
• социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
• воспитывающий и развивающий характер процесса обучения;
• его вербально-деятельностный характер;
• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия субъектов и объектов образования с окружающим миром.
Внутренние закономерности отражают связи между компонентами проесса обучения. Это, прежде всего:
• зависимость развития от способа разрешения конфликта между задачами образования и уровнем имеющейся информации и освоенных технологий интеллектуальной и практической деятельности;
• характер связей субъектов и объектов образовательного процесса;
• зависимость результатов обучения от способов управления процессом обучения, от личной активности обучаемого;
• задачная структура обучения (от незнания – к знанию, от знания – к умению, от умения – к навыку).
В ходе исторического развития сформировались разные принципы обучения. В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деятельности, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и уче-ния, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся.
Для любого вида обучения общим моментом является цикличность процесса обучения, т. е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. Цикличность предполагает, c одной стороны, постановку учителем задач, целей и оценку усвоенных знаний, с другой – осознание и решение обучающимися поставленных задач и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем характере процесса обучения.