Этапы развития социальной педагогики в России и зарубежном
Христианские педагоги детально проработали вопросы нравственного развития человека, семейного воспитания, влияния окружающей среды на индивида, роль такого важного социального института, как церковь, в социально-педагогическом процессе .
Период Возрождения связан с развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. Возвращение к античным идеалам совмещалось с использованием опыта европейской культуры этого времени. Гуманистический идеал – это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе. Указанные подходы нашли свое яркое воплощение в работах Эразма Роттердамского «Похвала глупости», Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Мишеля Монтеня «Опыты», Томаса Мора «Утопия», Томмазо Кампанеллы «Город солнца» и др. Они создали педагогику, ориентированную на индивидуальность, задачи которой были направлены на воспитание счастливых и удачливых людей. К этому времени относится и воплощение в реальную жизнь ряда таких идей, как, например, создание итальянским педагогом-гуманистом Витторино да Фельтре одной из первых в истории школы интернатного типа с характерным названием «Дом радости».
Второй период – XVII и XIX вв. – характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.
XVIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как время буржуазно-демократических революций. Видные ученые искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. Видные педагоги не только высказывают те или иные идеи, но и реализуют их на практике, создавая приюты для детей-сирот и беспризорных, детские сады, школы и другие учреждения для детей с различными проблемами.