Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации
Наиболее интенсивный процесс социализации проходит в детский период, затем он уже не имеет таких ярких проявлений в жизнедеятельности человека (смена сферы деятельности, места работы, места жительства и т. д.). Хотя и осуществляется при последовательном прохождении основных фаз социализации: социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции. Поэтому в данном параграфе мы сосредоточим внимание на периодах жизни ребенка от рождения до его совершеннолетия.
Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития человека. Эти периодизации весьма условны, так как ограничены рамками определенного социокультурного и этнокультурного пространства, а также разработаны на разных теоретических основаниях. Существуют возрастные периодизации, разработанные Д.Б. Элькониньш, В.И. Слободичковым, А.В. Мудриком, Л. Кольбергом и многими другими.
Условно мы выделяем следующие этапы, которые рассматриваются многими учеными-педагогами:
1) младенчество (до 3 лет, основной вид деятельности — общение, институт — семья);
2) детство (3-6 лет, игра, семья, дошкольные учреждения, телевидение);
3) отрочество (7-13 лет, учеба, школа, семья);
4) юность (14-20 лет, образование, досуг, общение; товарищеское окружение, отчасти семья);
5) зрелая личность (20-40 лет, высокая активность, раскрытие потенциала, создание семьи);
6) пред пенсионный (40-60 лет, семейно-бытовая, профессионально-досуговая виды деятельности);
7) пенсионный (60 лет и более, отказ от активной трудовой деятельности, семья).
Фазы социализации. Процесс социализации личности состоит из трех основных фаз. В первой фазе происходит социальная адаптация индивида, т. е., осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, "потерять" на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персонализации. Для личностного процесса это индивидуализация. Для социально-педагогического процесса это обособление (социальная автономизация).