Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации

В своих кон-тактах человек стремится понять, какова иерархия ценностей нового знакомого. Совпадение этих иерархий служит основой особого уважения, дружбы, любви. Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями.

Именно в фазе социальной автономизации подросток стремится включиться во взрослую систему иерархии, приобрести определенный социальный статус. Тогда же происходит бурное формирование межличностных связей, как с одногодками, так и с другими, более взрослыми подростками. Фаза автономизации охватывает как подростковый период, так и период юности, в зависимости от уровня социализированности человека.

Если в фазе адаптации ребенок стремится "вписаться" в сообщество, интуитивно зная, чего он хочет, то в фазе социальной автономизации он стремиться сообщить миру о своей автономии. А.В. Мудрик выделяет эту фазу как фазу обособления, включающую ценностную, эмоциональную и поведенческую автономии. "Обособление — процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса — потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление — это процесс и результат становления человеческой индивидуальности" .

Для индивида характерным становится процесс самоопределения и самореализации, когда он после некоторого накопления представлений о себе, своих интересах, потребностях (самопознание) выдвигает личностные цели и пытается их реализовать для самоутверждения в окружающем его сообществе. Одновременно он постигает и основы самоорганизации и самореабилитации как процессов, обеспечивающих успешную жизнедеятельность. Однако в подростковом возрасте это приводит часто к игнорированию общепринятых общественных норм. Подросток всячески пытается себя обособить от них, чтобы продемонстрировать свою исключительность. Накопление социального опыта, связанного с позитивными и негативными последствиями осуществляемой деятельности, приводит к тому, что происходит качественный скачок в психологическом образе личности.