Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации

Эндориоризация есть важнейший процесс вхождения личности из фазы социальной адаптации в пространство обособления. Принятие социальных смыслов и норм, имеющих значение для конкретного индивида, является важным этапом выявления себя из общей категории "мы". Если в период адаптации доминирующими смыслами было вхождение в сообщество людей, иногда вплоть до "растворения" себя в нем, то в период эндориоризации возникает потребность уже дифференцировано отбирать социальные смыслы, соответствующие индивидуальным особенностям личности, что подготавливает переход в деятельностную фазу социальной автономизации. Это период часто бывает кризисным для подростка, так как осознание своей "особости" приводит к стремлению разрушения старых связей и отношений. Поэтому на этом этапе ребенку необходима помощь со стороны взрослого, педагога. Педагогическое сопровождение самопознания (а это, именно, и есть процесс активного самопознания) предполагает организацию самодиагностики, самонаблюдения, проведение игр, тренингов и дискуссий, позволяющих подростку адекватно познавать себя, "не ломая" связей с окружающим миром.

3. Социальная автономизации как следующая фаза социализации позволяет человеку активно выявлять в себе то особенное, которое в освоенном пространстве не дает возможности раствориться. Индивидуальность характеризует уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств, демонстрирует его единичность и своеобразие этой единичности. Однако выделение себя как своеобразной единичности возможно только через процесс единения с общим и целым, затем осуществление постепенной взаимосвязи со множеством и только потом выявление себя из него, при этом не отвергая взаимосвязей, а создавая новые. Другими словами, человек, придя в мир как "случайный индивид" (К. Маркс), старается растворить себя в социальном окружении (социальный индивид), затем выступает как представитель социальной группы и только потом стремится выделить себя как персонифицированною личность, а в дальнейшем предъявить себя миру как социальную личность, т. е. быть для общества необходимым. Для данной фазы характерен процесс самоидентификации. Самоидентификация человека заключается в осознании собственной уникальности, определении своих возможностей, интересов, талантов, способностей. Выстраивается иерархия ценностей, причем это всегда индивидуальное дело.