Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации

Социализированная личность — это общество в миниатюре; она устанавливает для себя такие же стандарты поведения, как и для других, и судит себя с той же самой точки зрения.

По мнению И. Кона, фаза социальной интеграции охватывает как период юности, так и взрослого человека. Хотя это характерно уже и для старшего подросткового возраста. Человек раскрывает для себя свои профессиональные потребности и интересы, стремится достичь конкретной карьеры (профессиональное самоопределение и самореализация) и завязывать продолжительные близкие — дружеские и любовные отношения, привносить свой творческий потенциал на благо своего общества и себя лично.

При этом сохраняется его, как назвал А.В. Мудрик, эмоциональная, ценностная и поведенческая автономии (человек уже не стремится к "растворению" себя среди других), которые подталкивают личность к расширенному воспроизводству деятельности (мотивов, целей, средств, психического образа, опосредующего течение деятельности — А.В. Петровский), к новым, качественно иным формам деятельности. В дальнейшей жизнедеятельности личность, накопив в своем социальном опыте особенности прохождения фаз социализации, в новых жизненных обстоятельствах пройдет эти этапы по-другому, они уже не будут иметь столь яркое выражение.

Процесс социализации от рождения ребенка до его становления как личности сопряжен с серьезными проблемами и трудностями. Ребенку, подростку, юноше в процессе социализации требуется помощь со стороны взрослых. Особенно она необходима в критические периоды перехода из одной фазы в другую, а также в фазах социальной автономизации и социальной интеграции. Такая помощь в процессе социально-педагогической деятельности называется социально-педагогической поддержкой, которая является сущностным понятием социального воспитания, основанного на гуманистических ценностях.

Механизмы социализации. Можно предложить следующие социально-педагогические механизмы социализации: